Правые и левые объединились против Макрона

Уходящий в отставку премьер-министр Франции Себастьян Лекорню готов по поручению президента Эммануэля Макрона переговорить с политическими силами по поводу будущего правительства. Об этом он написал в соцсети X. Заявление об отставке Лекорню написал утром 6 октября, установив новый антирекорд – правительство он возглавлял меньше месяца. Это уже пятый глава французского кабинета, который буквально сбегает от Эммануэля Макрона.

На первый взгляд – очередная экранизация «Отверженных». Но нет, это французский президент в тяжелых думах бродит по набережной Сены. То ли нырнуть в темную бездну, то ли выйти к согражданам. Выбор непростой. Идет вроде бы ровно, но на газетных полосах – хромая, да еще и утка. Иначе главу Пятой республики сейчас не называют.

«Хромая утка Макрон все больше напоминает мишень: ключевые пункты его программы реформ рушатся, а замкнувшаяся на себе Франция столкнулась с крайне тревожным исходом с учетом колоссальных экономических и геополитических вызовов, стоящих перед Европой»

Себастьян Лекорню должен был стать последним шансом для нынешнего главы Пятой республики удержаться у власти до 27 года, а стал величайшим провалом всего макронизма.

«Быть премьер-министром – сложная задача. Возможно, сейчас она даже немного сложнее, чем обычно. Невозможно быть премьер-министром, когда нет подходящих условий» — Себастьян Лекорню.

Лекорню, конечно, запомнится. Всего 27 дней на премьерском посту – абсолютный антирекорд. Еще один – впервые в истории так долго формировали кабинет – 26 дней. Состав огласили лишь накануне, министры даже не успели распаковать свои вещи. И вот, пожалуйста, политический кризис вышел на новую высоту. После такого сокрушительного удара левые и правые внезапно выступили единым фронтом.

У Макрона есть всего три варианта дальнейших действий.

«Чтобы решить эту ситуацию, мы должны добраться до сути проблемы, то есть оспорить легитимность президента Республики способами, которые позволяет наша парламентская демократия. Нужен импичмент» — Жан‑Люк Меланшон, депутат Национального собрания Франции.

«Я призываю к единственно разумному решению в сложившихся обстоятельствах, которое предусмотрено Конституцией Пятой республики, – возвращение к выборам. Этот фарс слишком затянулся. Французы сыты по горло» — Марин Ле Пен, депутат Национального собрания Франции.

Удивительно схожие интонации. С левого фланга твердят, что президент ввергает страну в хаос. Правые указывают на то, что Макрон ведет Пятую республику прямиком к банкротству. В прошлом году госдолг Франции составил 3 триллиона 300 миллиардов евро, а в этом году он взмыл еще выше. Уж не найдена ли противоборствующими политическими сторонами точка согласия? Имя которой – Макрон.

Французский президент назначил новый состав правительства, но оно не продержалось и дня, а премьер-министр – и месяца.

«С сегодняшнего утра, после отставки премьер-министра, назначенного всего 27 дней назад, французы оказались в стране, которой больше не управляют, и где политический класс в целом, во всей его полноте, должен взять на себя полную ответственность за происходящее» — Пьер Жуве, член Социалистической партии Франции.

«Лучшим вариантом, конечно, было бы, если бы Эммануэль Макрон взял на себя ответственность и подал в отставку. В конце концов, генерал Де Голль поступил именно так, когда проиграл референдум. Поэтому я не вижу причин, по которым Эммануэль Макрон не должен поступить так же. В противном случае, конечно, необходимо распустить парламент» — Марион Марешаль, депутат Европейского парламента.

Прямо как рейтинги президента страны, французский фондовый индекс резко спикировал после сообщений о новом витке политического кризиса. Он и так отстает от европейских и американских с тех пор, как Макрон объявил о внеочередных выборах в июне 2024 года. С тех пор все покатилось под откос, и даже преданные соратники сейчас спешат откреститься от «токсичного актива».

«Не я подтолкнул Францию к тому роспуску в июле 2024 года. Это было его дело» — Брюно Ретайо, уходящий министр внутренних дел Франции.

Волновало ли это тогда самого главу государства? Похоже, нисколько. Да и дальше интереснее было играть в геополитику. Например, задерживать танкер, утверждая, что он принадлежит так называемому теневому флоту России. Похоже на попытку управлять если не миром, то всей Европой, по сути потеряв управление собственной страной.