Поставки ракет Tomahawk Украине: риски эскалации

Шаг, который мог бы серьезно обострить ситуацию вокруг Украины, вновь в центре обсуждения. Речь о передаче Киеву американских дальнобойных ракет Tomahawk, способных поражать цели на расстоянии в две тысячи километров. Президент США Дональд Трамп заявил, что принял по ним решение. Какое — теперь пытается понять весь мир.

Запустят ли США «топор войны»? Ответ на вопрос о поставках ракет Tomahawk в духе Трампа: скорее да, чем нет, «я принял решение, ну почти».

Президенту США задали в Белом доме вопрос о том, поставить Tomahawk на Украину или продать их НАТО, чтобы те передали их Киеву.

«Да, я вроде принял решение в целом. Думаю, я должен выяснить, что они с ними сделают, куда они их отправят… Я не стремлюсь к эскалации» — Дональд Трамп.

Догадаться, что Киев хочет сделать с Tomahawk, несложно — на Банковой давно просят у США оружие для ударов вглубь России.

Эти крылатые ракеты, хоть и не новые, довольно маневренные и мощные; их дальность — до двух с половиной тысяч километров, то есть они могут дотянуться даже до Урала.

«Важно отдавать себе отчет в том, что речь идет о ракетах, которые могут быть также в ядерном исполнении. Это действительно серьезный виток эскалации» — Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ.

Tomahawk запускают с подлодок и военных крейсеров. Есть и небольшое количество наземных пусковых установок для модифицированной версии. Возникает вопрос: как Киев будет применять эти ракеты — с американских эсминцев или субмарин, или из сухопутных комплексов, которые находятся только в распоряжении Пентагона?

«Если ракета Tomahawk ударит по Москве или, условно, по Казани, это будет война Америки с Россией. А такая война может очень быстро перерасти в ядерную. Как вы понимаете, тогда проиграют все» — Дуглас Макгрегор, бывший советник министра обороны США.

Идею о поставках дальнобойных ракет на Украину давно продвигает советник Трампа Кит Келлог.

«Бить вглубь России — этого просто нельзя запрещать. Просьба Зеленского предоставить ему Tomahawk вполне обоснована» — Кит Келлог, спецпосланник американского президента по вопросам Украины, ответственный секретарь Совета по национальной безопасности США.

Что на деле? Разобраться помогут цифры. Весь арсенал Tomahawk — четыре тысячи ракет. 600 из них — в пунктах постоянного базирования в США, 400 — переданы Японии. В сумме остается около трех тысяч. Но главная загвоздка в том, что использовать их смогут весьма дозированно, если смогут вообще.

«Сейчас существует всего две установки наземного базирования для Tomahawk. При этом они довольно громоздкие. Их нужно перевозить контейнерами в нескольких грузовиках. Такие контейнеры попросту обнаружат и уничтожат» — Эрл Расмуссен, подполковник армии США в отставке, политолог.

На Банковой заявляют, что не знают, передаст ли им Вашингтон Tomahawk. Возможно, это игра с повышением ставок, попытка надавить на Россию.

«Власти США могут вести себя более агрессивно, потому что Россия якобы проигрывает. Но достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: на самом деле проигрывает Украина» — Дэниэл Дэвис, подполковник армии США в отставке, старший научный сотрудник фонда по обороне.

С одной стороны, Трамп выступает за продление договора с Россией по ДСНВ, с другой — грозит Tomahawk и обещает, что Украина вернет себе все, что потеряла. Такие заявления подрывают достижения переговоров в Анкоридже и усиливают риск того, что отношения двух стран снова сведутся к минимальному уровню.